Аллея звёзд — Валентин Смирнитский - актёр театра и кино

Валентин Смирнитский - актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РФ
Валентин Смирнитский - актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РФ

ЦИТАТЫ:
«Все мои творческие изыскания, победы и поражения для меня всегда загадка. Насчет поступления – тоже. Но я подготовился. Я занимался художественной самодеятельностью в народном театре. И меня знакомая – она была актрисой – она меня готовила. Ну, как могла. А все остальное – дело случая. Но случай, правда, удачный.»
«Я и говорю, что никогда на себя этот персонаж не примерял. Но так случилось, режиссер увидел меня. Меня увеличивали искусственным способом. Сшили костюм. У меня были ботфорты на высоком каблуке, большой парик массивный. Снимали летом, так что можете себе представить. А лето в городе Львове было приблизительно такое же как сейчас (о роли Портоса).»
«Они, как ни странно, оказались очень хорошими партнерами, очень доброжелательными. И они делали все, чтобы не чувствовалась эта разница возраста. И они ко мне очень хорошо относились. И поэтому атмосфера была очень хорошая. Так что, я чувствовал себя очень комфортно. Хотя боялся, естественно, поначалу (о съемках в фильме "Семь стариков и одна девушка).»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: Наше почтение, уважаемая публика!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Доброе утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Просыпайтесь, граждане, заходите к нам – не пожалеете! У нас сегодня пятница, у нас сегодня, как и полагается, гость в нашей студии, в «Первой смене» на Ретро FM, Народный артист Российской Федерации, актер театра и кино, народный Портос нашей страны, как по-другому-то? Валентин Смирнитский! Валентин Георгиевич, доброе утро!

Смирнитский: Доброе утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Рады вас видеть!

Смирнитский: Надеюсь.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы тоже надеемся, что вам тут у нас понравится. Начнем потихонечку!

Смирнитский: Давайте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы как-то рассказывали, что вас из школы отчислили за драку.

Смирнитский: Было такое.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вам пришлось в вечерней школе доучиваться. А из-за чего драка была? Или из-за кого-то?

Смирнитский: Да нет… Я даже не помню. Но там что-то было такое… Там был какой-то дежурный по школе… Это было так давно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Понятно. А кто победил?

Смирнитский: Да никто не победил, меня выгнали. При этом он оказался боксером и сломал мне нос. Пострадал-то я в основном. Во всех отношениях.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А после вечерней школы вы же легко и с первого раза поступили в Щукинское училище в Москве. Конкурс туда был вообще колоссальный. Вы так хорошо подготовились или вам просто повезло?

Смирнитский: Все мои творческие изыскания, победы и поражения для меня всегда загадка. Насчет поступления – тоже. Но я подготовился. Я занимался художественной самодеятельностью в народном театре. И меня знакомая – она была актрисой – она меня готовила. Ну, как могла. А все остальное – дело случая. Но случай, правда, удачный. Потому что я через проходной двор ходил в институт. Просто я родился на Арбате. А через проходной двор, улица Вахтангова, где Щукинское училище. Я просто проходил там. Ну, три минуты.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Поэтому именно туда вы поступали?

Смирнитский: Нет, такой конкретной цели не преследовал. Подавали тоже во все ВУЗы сразу. Но первым подал, конечно, в Щукинское училище, потому что было удобно и близко. Но и в другие тоже. Но тут у меня легко пошло все. По турам, по экзаменам.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы же, наверняка, когда сами в детстве читали «Три мушкетера», воображали себя кем-то из персонажей. Вы кем были?

Смирнитский: Естественно. Вообще, книги тогда, особенно Дюма, – это был большой дефицит. И они передавались из рук в руки, потому что купить в магазине было невозможно. Зачитывались до дыр. И, конечно, еще во дворах мы играли в мушкетеров. Конечно, на себе примеряли, но в основном Д’Артаньяна. В крайнем случае Атоса. Реже Арамиса. Про Портоса я и не говорю.

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы Портосом в детстве и не мечтали быть?

Смирнитский: Да я и представить себе не мог.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А правда, что ради съемок фильма «…три мушкетера» вы отказались от каких-то заграничных съемок?

Смирнитский: Правда. У меня был подписан контракт. Детектив двухсерийный, который должен был сниматься на рижской киностудии. Должен был сниматься в Польше и в ГДР. В то время заграничный паспорт – это была целая история. Требовались рекомендации. И, когда я попал в фильм «…три мушкетера», мне пришлось от этого отказаться и мне это было сложно достаточно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Неустойку не требовали?

Смирнитский: Нет. Тогда другие были взаимоотношения. Ну и потом мы получали такие деньги, что какая тут неустойка…

(грустно смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: А когда снимались в киноленте «…три мушкетера» вам тяжело было в этой роли? Ведь вы не были похожи на толстяка Портоса. Другое телосложение.

Смирнитский: Я и говорю, что никогда на себя этот персонаж не примерял. Но так случилось, режиссер увидел меня. Меня увеличивали искусственным способом. Сшили костюм. У меня были ботфорты на высоком каблуке, большой парик массивный. Снимали летом, так что можете себе представить. А лето в городе Львове было приблизительно такое же как сейчас.

УТРЕННЕЕ ШОУ: После выхода фильма «Бриллиантовая рука» вас стали путать с Андреем Мироновым. Это правда вообще?

Смирнитский: Было такое, да.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что вы говорили людям, которые к вам подходили, как к Андрею Миронову, и просили автограф?

Смирнитский: Поначалу отшучивался. Но это было благодаря тому, что «Бриллиантовая рука» и «Семь стариков и одна девушка» вышли почти одновременно. Видимо в какой-то схожести вот этих персонажей, легкости что-то такое зритель увидел, что-то общее. И стали путать. Я об этом с юмором вспоминаю.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А коллеги не подкалывали по этому поводу?

Смирнитский: Подкалывали, конечно, а как же. И довольно долго.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот они, коллеги! Валентин Георгиевич, вы ведь почти сразу после окончания Щукинского училища стали сниматься в кино. И даже ездили в составе делегации кинематографистов за границу! Помните свою первую поездку? Впечатления от нее? И когда это было?

Смирнитский: Я вам скажу точно, это было где-то в 66-ом году. Это была Бельгия. Мы летели через Амстердам. Это я впервые попал за границу тогда. Впечатлений была масса интересных.

УТРЕННЕЕ ШОУ: На улице Красных фонарей бывали?

Смирнитский: Вы будете смеяться, делегация у нас была небольшая. И Эльдар Александрович Рязанов – тогда достаточно молодой, но уже полный… И нас поселили в частный отель. Вообще, выезд за границу, особенно в капиталистическую страну, – это была серьезная инструкция в отделе ЦК партия. Тебе давали толстый фолиант, чего советскому человек за границей делать нельзя. А нельзя – ничего! И самое страшное – это попасть на улицу Красных фонарей, где эти женщины отвязного поведения. И обязательно ЦРУ следит за этим делом. Такая вот страшилка зверская. И мы с Рязановым поселились в отеле. Суточных нам еще денег не выдали. Он говорит: «Ну, пойдем погуляем». Мы выходим на улицу и видим полумрак, какие-то витрины и полицейские вертушки. Оказалось, что нас поселили на улице Красных фонарей.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Удачно!

(смеются)

Смирнитский: Так что, это было первое впечатление.

УТРЕННЕЕ ШОУ: И как неокрепший ум?

Смирнитский: Ну, ничего! Впечатление произвело, я вам скажу честно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но вы только смотрели?

Смирнитский: Ну, естественно. У нас денег не было. Суточные не дали. Но, думаю, суточных бы не хватило.

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: По поводу фильма «Семь стариков и одна девушка». Вы же снялись в этом фильме еще молодой.

Смирнитский: Еще молодой.

УТРЕННЕЕ ШОУ: У вас там была компания будь здоров! Папанов, Весник, Чирков, Юрий Никулин, Вицин… Ого-го!

Смирнитский: Ого-го!

УТРЕННЕЕ ШОУ: И как вы себя ощущали на съемочной площадке с такими монстрами?

Смирнитский: Они, как ни странно, оказались очень хорошими партнерами, очень доброжелательными. И они делали все, чтобы не чувствовалась эта разница возраста. И они ко мне очень хорошо относились. И поэтому атмосфера была очень хорошая. Так что, я чувствовал себя очень комфортно. Хотя боялся, естественно, поначалу.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А какие-то советы давали чисто профессиональные?

Смирнитский: Да, конечно, мы там импровизировали на площадке, давали советы. И вообще хулиганили. Потому что это комедия все-таки.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Немеркнущая, я бы сказал! Если нарываешься на этот фильм по телевизору, залипаешь и смотришь до конца.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это правда! Валентин Георгиевич, вы озвучили огромное количество мультфильмов и зарубежных фильмов. А в кого труднее, на ваш взгляд, вживаться, в роль, которая исполнена другим актером, или в мультипликационный персонаж?

Смирнитский: Я вообще этим одно время очень серьезно занимался – дубляжом. Еще с советских времен. Там работали очень известные актеры. И Вячеслав Тихонов, Армен Джигарханян… Это называлось артель «Красный звук».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Официально?

Смирнитский: Это междусобойчик был. Потом в 90-х годах озвучивали очень много продукции, которая к нам стала поступать на видеокассетах. Помните, эти видеосалоны?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да, конечно. А мультяшный образ?

Смирнитский: Это работа.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Тяжелая? Тяжелее, чем человека озвучить?

Смирнитский: Тяжелая работа. И актерски, и физически. Я на этом потерял три единицы зрения. Это восемь часов стоишь у этого монитора в темном зале. Это серьезная работа.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Спасибо вам за эту работу!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Молоко надо было давать за вредность!

Смирнитский: Мне давали за это деньги. И не так много, кстати!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Надо сейчас компенсацию потребовать. А то мультики все смотрят до сих пор. В детстве вы хорошо играли в футбол, снялись в фильме в роли футболиста. За нашими на Евро текущем следили?

Смирнитский: Это больной вопрос.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте соль на рану сыпать?

Смирнитский: А чего сыпать на рану? Уже столько насыпали этой соли. Я просто считаю, что у нас что-то произошло в нашем футбольном хозяйстве кардинально не то. Что-то у нас развалилось. Советскую сборную боялись. А сейчас к российской сборной относятся как к дворовой команде. Ну, что это такое?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Датчане очень так жестко высказывались.

Смирнитский: А анализом пускай занимаются профессионалы. Они сейчас развернулись во всей мощи в прессе, в интернете. Чего только не пишут и не говорят.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А с Михаилом Боярским у вас не было никогда футбольных разногласий? Он ведь за «Зенит», вы за «Спартак»…

Смирнитский: Нет, мы в этом смысле абсолютно лояльны.

УТРЕННЕЕ ШОУ: За красивый футбол?

Смирнитский: За красивый футбол. Мы с ним после каждого матча «Зенита» и «Спартака» все время перезваниваемся и делимся впечатлениями. Мы с ним часто общаемся. К сожалению, много по телефону. Он все-таки в Питере, а я в Москве. Но, тем не менее, у нас наоборот с ним единение в этом плане.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот это я понимаю — мушкетеры!

УТРЕННЕЕ ШОУ: До нас человек из Новосибирска дозвонился.

Смирнитский: Я в Новосибирске часто бываю.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Иван, доброе утро!

Иван: Доброе утро и вам!

Смирнитский: Доброе утро!

Иван: Доброе утро! Во время съемок фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» вам приходилось выполнять много трюков самому. В том числе и фехтовать. Вы учились этому всему по ходу съемок? Или была предварительная подготовка?

Смирнитский: У нас в театральном училище есть такой предмет – сценическое фехтование. Мы по нему даже сдаем экзамен. Это раз. А во-вторых, конечно, во время подготовки к съемкам «Д’Артаньян и три мушкетера» нами занимались и профессиональные каскадеры, и наездники профессиональные, и спортсмены-рапиристы, саблисты. Мной лично занимался Назлымов – олимпийский чемпион, саблист. Почему саблист? Потому что режиссер решил, что если все мушкетеры изящно фехтуют, то Портос бьет наотмашь. Лучше, говорит, тебе заниматься саблей. И этот саблист меня подготавливал.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Когда у нас был Михаил Сергеевич Боярский в гостях, он рассказывал, что вы позволяли себе расслабляться во время съемок.

Смирнитский: Расслаблялись, молодые были.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А после расслаблений как вообще в фехтовальных сценах?

Смирнитский: Мы это себе не позволяли до такой степени. Фехтование очень чревато травматологией. И Михаил Сергеевич, кстати, от этого и пострадал, когда ему попали в рот шпагой и выбили зуб.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но это не из-за того, что расслаблялись?

Смирнитский: Нет, это естественная профессиональная травма.

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Хорошая тренировка!

Иван: Как говорится, вопросов больше не имею.

УТРЕННЕЕ ШОУ: О творчестве говорить-не переговорить. Вы говорили, что после съемок в фильме «Двое» вы участвовали в Международном московском кинематографическом фестивале. И получили тогда сразу две награды. Гран-при и награду от кинокритиков. А как изменилась после этого ваша жизнь? Не заболели звездой болезнью?

Смирнитский: Звездной болезнью не заболел и никогда не болел. С этого фильма началась моя карьера, зритель стал узнавать.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы же засветились в кино чуть пораньше. Это был фильм «Я шагаю по Москве».

Смирнитский: Это был эпизодик крошечный, студентами подрабатывали.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А как попадали на такие подработки?

Смирнитский: Это была у нас основная возможность заработать каких-то денег, чтоб как-то жить. Есть массовка – они получали три рубля в день. А так как мы будущие профессионалы, студенты театрального училища, то нам платили 7 рублей 50 копеек. Стипендия, скажем, 25 рублей что ли. А я таких три съемочных дня работал, это у меня вторая стипендия. А если больше, то получалось и больше. Работали и по ночам. Это было очень серьезно. Вот из такой групповки я и попал в этот маленький эпизодик, вот и все.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Тоже хорошо! А вы прекрасно готовите, собираете рецепты во многих странах.

Смирнитский: В общем-то да.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А какая-то короночка есть? Гости приходят и тут вы…

Смирнитский: У меня их много, трудно перечислить. Поездив по загранице очень много, я поднабрался этого дела, у меня кулинарных книг полный дом. И потом я люблю, грубо говоря, не идти только по рецепту, а импровизировать и что-то добавлять свое, и так далее, и так далее. У меня очень много специй, я всегда их привожу из разных стран, я ими пользуюсь, знаю, как их применять правильно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Кулинарное шоу не хотите сделать?

Смирнитский: Да ну! У нас уже кулинарных шоу столько было!

02.07.2021